13 сентября в Новосибирском профессионально-педагогическом колледже состоялось совместное совещание рабочей группы по разработке преемственности между уровнями общего и профессионального образования по трудовому обучению лиц с интеллектуальными нарушениями и партийного проекта Единой России «Единая страна – доступная среда». В совещании приняли участие представители профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, осуществляющих подготовку инвалидов и лиц с ОВЗ по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих для лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальных (коррекционных) школ-интернатов, подведомственных Министерству образования Новосибирской области, депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
Открыла совещание Анастасия Юрьевна Мангер, заместитель начальника управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов, начальник отдела профессионального образования министерства образования Новосибирской области: «Наше совещание призвано обсудить ряд актуальных вопросов обучения лиц с интеллектуальными нарушениями, таких как проблемы профориентации, трудового и профессионального обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, социальной адаптации и трудоустройства выпускников коррекционных школ, а также развития сетевого взаимодействия между уровнями общего и профессионального образования. В результате обсуждения мы с вами выработаем те механизмы, которые можно будет применить в нашей работе для решения указанных вопросов».
Директора специальных (коррекционных) школ № 148 и 209 Людмила Анатольевна Трофимова и Наталья Васильевна Крутицкая, а также старший преподаватель кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Марина Эрдениевна Хадаханэ обозначили актуальные проблемы профориентации и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями: увеличение количества обучающихся из числа данной категории на всех уровнях образования, ухудшение состояния их психофизического развития.
Наталья Витальевна Борисенко, директор ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 1» проинформировала собравшихся о направлениях профориентационной работы в центре: «Мы ведём профориентационную работу как с обучающимися коррекционных школ, так и с нашими обучающимися для большего понимания ими той профессии, которую они выбрали. Перечень профессий для лиц с интеллектуальными нарушениями не очень большой, это - штукатур, маляр, столяр, плотник, швея, рабочий зелёного хозяйства. Мы обучаем по тем профессиям, по которым есть возможность трудоустроить выпускников в нашем регионе».
Тему профориентации продолжила директор ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» - БПОО Новосибирской области Светлана Сергеевна Лузан: «Нашим колледжем разработана и уже успешно реализуется программа инклюзивной профориентации, по которой мы работаем с обучающимися и выпускниками коррекционных школ. И в рамках этой программы уделяется большое внимание работе с родителями (законными представителями) ребят. Родители имеют большое влияние на профессиональный выбор детей с интеллектуальными нарушениями, и очень важно, чтобы этот выбор дал возможность ребёнку пройти обучение, трудоустроиться, и тем самым, адаптироваться и социализироваться в современном обществе».
Проблему недостаточной подготовки для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями у педагогов, работающих в дополнительном образовании, затронула начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии г. Новосибирска Юлия Алексеевна Лигостаева: «В настоящее время в «Навигаторе дополнительного образования детей Новосибирской области появляется все больше программ, на которые педагоги готовы принимать детей с ОВЗ, но пока их количество недостаточно, чтобы охватить всех обучающихся. Сетевое взаимодействие способствует тому, что все больше педагогов повышают свою квалификацию в сфере инклюзивного образования, работа ведется в направлении увеличения количества кадров, готовых не только работать с детьми с ОВЗ, но и разрабатывать адаптированные программы дополнительного образования и программы адаптивной физкультуры».
В завершение мероприятия Елена Игоревна Спасских, председатель общественного совета партийного проекта «Единая страна - доступная среда», заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Законодательного Собрания Новосибирской области, отметила актуальность обсуждаемых на совещании вопросов: «Предстоит большая работа, чтобы общее и профессиональное образование лиц с интеллектуальными нарушениями стали более синхронизированными. Считаю, что нужно повышать уровень коррекционных школ для населения, придав им статус центров специального образования».
Участники совещания ознакомились с проектом решения (сайт колледжа nppk54.ru), и могут подать свои предложения для включения в его текст в течении недели.